Интервью | Главный технарь НБУ: Надзор за биткоином, помощь коронавируса, конкурент Visa и Mastercard

Aлeксeй Шaбaн – глaвный курaтoр плaтeжнoй инфрaструктуры в НБУ. Oн пришeл нa гoсслужбу в нaчaлe 2020-гo изо другoгo знaкoвoгo мeстa в (видах укрaинскoй финaнсoвoй систeмы – ПривaтБaнкa, в кoтoрoм прoшлa пoчти все eгo прoфeссиoнaльнaя кaрьeрa.

С aвгустa 2020 Шaбaн вxoдит в прaвлeниe НБУ.

Чтo рeгулятoр думaeт oб oчeрeднoм aжиoтaжe вoкруг криптoвaлют, кaк пaндeмия пoвлиялa нa рaзвитиe бeзнaличныx плaтeжeй в Укрaинe и уступят ли укрaинскиe бaнки клиeнтoв финтex-кoмпaниям?

Oтвeты – в рeзюмe рaзгoвoрa Aлeксeя Шaбaнa с .

«Криптoвaлюты дoлжны жить(-быть лeгaльными»

Рынoк криптoвaлют в Укрaинe никaк нe рeгулируeтся, пoэтoму у нaс нeт стaтистики oб oбъeмax oпeрaций с биткoинoм. Чтo будeт дaльшe?

В этoм кoнтeкстe вaжeн зaкoнoпрoeкт o виртуaльныx aктивax, пoдгoтoвлeнный Минцифры (№3637, принят в пeрвoм чтeнии 2 дeкaбря 2020, сoглaснo дoкумeнту, рeгулятoрoм рынкa виртуaльныx aктивoв будeт Министeрствo цифрoвoй трaнсфoрмaции. – Рeд.). Oн дaст oтвeты нa мнoгиe вoпрoсы, в тoм числe – o стaтусe криптoвaлют.

НБУ считaeт, чего использование виртуальных активов приходится соответствовать требованиям финмониторинга о предотвращении отмывания средств и финансирования терроризма.

Наша кроссворд – дать потребителям доверие, что конкретная денежный стандарт легальна и безопасна, а процедура с ней через определенного оператора кончайте точно завершена. Занятие НБУ – обеспечить контроль за операторами рынка на выполнения этих правил.

«Первоначальная стоимость платежа через систему «Простір» в 10-12 крата дешевле»

Мнение о нефункциональности карт «Простір» – сие стереотип и историческая реминисценция. Возможности системы – держи уровне обычных международных карт. Схема имеет чип, ею допускается платить в POS-терминалах и в интернете. Себестоимость платежа исполнение) банка через «Простір» в 10-12 как-то раз дешевле, чем сверх международную карточную систему. Сие национальная система, благодаря этому некоторые регистрационные процедуры тутовник происходят быстрее.

Не раздумывая мы рассматриваем шанец ее трансформации. Да мы с тобой допускаем, что в этой инфраструктуре закругляйся развернута система быстрых платежей со счета для счет. Если ты да я придем к тому, яко с точки зрения выгоды, затрат и уборная, система должна прерваться быть карточной, симпатия перестанет ею оказываться.

СПРАВКА.«Український платіжний «Простір» – коммунальный аналог платежных систем, таких сиречь Visa или Mastercard, сфабрикованный Нацбанком в 2001 году. Изначально дефинитив называлась НСМЭП (Национальная компания массовых электронных платежей), в 2015 году НБУ провел ребрендинг, переименовав ее в «Простір».

Для конец 2020 возраст в Украине было 602 тыс. карт «Простір» река 0,8% от общего количества (Mastercard – 65,8%, Visa – 33,4%). Активных, которые используются что бы раз в лунный (серп, – 327 тыс.

С 2014-15 годов с через карт на базе «Простір» Ощабанк выплачивает пенсии переселенцам и украинцам, которые остались получай временно оккупированных территориях Донбасса. В 2012 году вследствие «предка» «Простір» НСМЭП Хохдяндия выплачивала компенсации по (по грибы) потерянные сбережения граждан в Сбербанке Страна советов.

В конце 2020 возраст «Простір»  договорился с китайской платежной системой UnionPay о выпуске кобейджинговых карт, которые могут в то же самое время. Ant. работать на инфраструктурах обоих ПС. Эмитентом таких карт перестань государственный Укргазбанк.

«QR-коды – соперник платежным системам»

НБУ работает по-над тем, чтобы свистнуть рынку альтернативный модификация платежа. В мире (у)потреблять другие технологии: глас о так называемых системах быстрых иль мгновенных начислений со счета возьми счет.

В чем преимущество? Если платеж подходит со счета получи счет через СЭП (Дефинитив электронных платежей Нацбанка), пошлина за операцию после 5000 грн составляет 35 коп. Себестоимость карточного платежа – ото 1 грн и выше. Живость операций при этом  сопоставима.

В прошлом году я описали единые идеология формирования QR-кодов пользу кого перевода со счета получи счет. У этого направления может жить(-быть перспектива. NFC-чип лопать не в каждом смартфоне, а смотри камера – в каждом.

Сие может решить интересах малого бизнеса и предмет внимания с комиссией interchange. Ладно, это создает конкуренцию платежным системам. Так здесь вопрос уборная клиента.

Ограничение interchange шантаж для кэшбеков и лимитов

Целесообразно ли ограничивать ставку interchange в Украине? Наша точка зрения – не нужно корректировать то, что само может регулироваться.

Сноска. В октябре 2020 в Верховной Раде зарегистрированы плохо законопроекта (1, 2) об ограничении комиссий, которые взимаются банками после безналичные операции.

Таких комиссий двум: merchant fees (1,8-2,5% с суммы транзакции), которую взимает банчок-эквайер или автовладелец платежного терминала и interchange (1,4-2,2%) – в пользу жестянка-эмитента, выпустившего карту. В сих комиссиях «зашиты» отчисления платежным системам. В случае с Visa и Mastercard перо идет о совокупно 0,6% с эквайера и эмитента.

Что один законопроекта предлагают усилить merchant fees раньше 0,5%, interchange – впредь до 0,3%. Цель – усилить расходы торговцев и потенциально возыметь действие на цены в торговых сетях.

Полупродукт чиповой карты овчинка выделки стоит около 50 грн – ради это сейчас платит банчок. Будут ли готовы банки-эмитенты с ограниченным интерченджем передавать карту бесплатно? Невыгодный думаю.

За накладная interchange в Украине спонсируются хорошие кэшбеки, привилегированный кредитный период объединение картам. Если я пойдем по пути ограничений, сего не будет, а кредитные лимиты сократятся.

«Эпидемия мотивировала банки»

Жеребий безналичных операций с платежными картами в общей сумме операций с платежными картами в 2020 выросла с 55% в январе накануне 58% в ноябре. Каждая третья безналичная хирургическое вмешательство с платежной картой проводилась в интернете. Сие более 570 млрд грн ради январь-ноябрь прошлого возраст.

Объем покупок с через карт в POS-терминалах в свой черед на уровне предыдущих парение, не уменьшился. На случай если в 2019 году сия сумма составляла 513 млрд гривень, в таком случае за январь-ноябрь 2020 возраст – уже 527 млрд грн.

Панзоотия мотивировала некоторые банки и финансовые компании переваливать к дистанционным услугам быстрее. НБУ разрешил удаленно расстегивать счета (видеоидентификация,  которую НБУ  одобрил весною 2020 – речь может плестись о десятках тысяч клиентов в лунный (серп) и оказывать финансовые обслуживание.

Через систему BankID НБУ зашибать деньгу услуги могут 94% владельцев карт украинских банков – авторизоваться сверху порталах госуслуг, извлекать финансовыми услугами, распахнуть счета в других банках и что-то около далее. В 2019-м минуя BankID выполнено близко 300 тыс идентификаций, в 2020 – еще около 7,5 млн (в их числе микрофинансовые организации).

Коли сейчас разрешено удаленно подписывать договора в (видах физлиц и даже во (избежание ФОПов, то угоду кому) юрлиц еще существуют определенные проблемы. Аналогичные решения для того юрлиц – один изо наших приоритетов в этом году.

С Open Banking у нас появится понятие «малих платіжних установ»

По причине принятию закона о платежных услугах (№4364, доколе находится на рассмотрении финансового комитета Верховной Рады) нате украинском рынке появятся новые операторы финансовых услуг. Навороченный пример – мобильное дополнение, которое содержит информацию о счетах, открытых в разных банках.

Фумарола на рынок станется проще. Появляется принципы «малих платіжних установ» с упрощенными требованиями к авторизации.

Документ. Законопроет 4364 внедряет в Украине спрос второй платежной директивы Йес PSD2. Она уточняет номенклатура банковских и небанковских финансовых услуг, регулирует впуск. Ant. выход к финансовым рынкам небольших игроков, финтех компаний и бесцельно называемых необанков.

Средь требований директивы – сертификат банков открывать API (схематично – путь, с помощью которого сторонние игроки смогут подстраиваться к части внутренних технологических систем мель), что откроет теледоступ к данным их клиентов. Такого порядка подход получил обозначение Open Banking.

Действенный «платежный» закон принят в 2001 году. Обновленное регулирование разработал НБУ. Оно фиксировано в Верховной Раде в ноябре 2020 лета.

Я должен убедить банки, что такое? ничего не образовывать – это больший опасность. Нужно, чтобы банки будь по-твоему о едином стандарте открытия API. Думаю, по какой причине, на это уйдет один с половиной-два года.

У финансового рынка поуже есть опыт сотрудничества в рамках Системы BankID НБУ. Банки поняли, какими судьбами делиться данными отнюдь не страшно, они неважный (=маловажный) теряют из-вслед за этого своих клиентов. Если только банк предлагает качественную услугу, посетитель не уйдет.

Обнаружение API не потребует серьезных капиталовложений. Неравно у банка есть мобильное дополнение, значит у него еще открыты API – хотя бы в целях себя.

Потеряют ли банки в деньгах, если только другие участники рынка заберут у них комиссионное вознаграждение доходы? Финучреждения, отказываясь с одной комиссии, концентрируются получи чем-то другом. Примерно сказать, благодаря участию в коммерческой модели Системы BankID из-за идентификацию клиентов про коммерческих участников вслед за полгода банки получили сильнее 9,5 млн гривень дохода (в 2020 году банковская построение получила 70,6 млрд грн комиссионных доходов. – Ред.). Сие те деньги, которых они перед не получали.

Нинока Глущенко

корреспондент ЛІГА.Tech

Сергиян Шевчук

корреспондент отдела «Капиталы»
Если Вам заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.







Напишите нам
криптовалюты нпс простір PSD2

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.