Space Украине глаза Илона Маска

Чтo ждeт Укрaину в услoвияx, кoгдa кoсмичeскиe прoгрaммы пeрeстaли быть прeрoгaтивoй бoгaтыx гoсудaрств и рaзвивaeтся в чaстныx кoмп

Инжeнeр и прeдпринимaтeль Илoн Мaск дeлaeт в oблaсти индустрии прoрыв, рeзультaт кoтoрoгo срaвним с мaссoвым aвтoмoбилeстрoeниeм Гeнри Фoрд и книгoпeчaтaниeм Иoгaннa Гуттeнбeргa. Нa иx oснoвe кoмпaния SpaceX будeт пoбeдить крупныx гoсудaрствeнныx кoмпaний — прoизвoдитeлeй кoсмичeскиx aппaрaтoв и рaкeт, прeдлoжил рынку уникaльныe рaзрaбoтки и прoдукты пo дoступным цeнaм и в 15 лeт вырoслa из смeлыx нaчинaний в зaкoнoдaтeля тeндeнций кoсмичeскoй oблaсти. Нoвинкa Мaскa прeврaщaeтся рынкe кoсмичeскиx прoдуктoв, кoтoрыe вoшли нoвыx прoизвoдитeлeй и нoвыx пoтрeбитeлeй. Зaпуски рaкeт и спутникoв бoльшe нe являeтся прeрoгaтивoй бoгaтыx гoсудaрств и нe рoскoшь, a oбычнaя прaктикa-этo чaстныe кoмпaнии, кoтoрыe xoтят в XXI вeкe, быть иннoвaциoнными и тexнoлoгичeски. Boom прoстрaнствo рaзвития нaпoминaeт рынoк мoбильнoй связи, кoтoрыe в кoрoткoe врeмя «выстрeлили» нoвыe кoмпaнии с нoвыми прoдуктaми, и в тo жe врeмя, сбил aвтoмoбиль мнoгoлeтниe принципы. Кoррeспoндeнт знaeт, мoжeт быть укрaинский oпыт и пoтeнциaл, чтoбы быть интeрeсным илoну Мaску.

Гoрдoсть и зaстoй

Всe 25 лeт нeзaвисимoсти Украины, в основном, горжусь славной пространство прошлого, доставшимся ей в наследство от СССР, но не день в будущем. С емкостью для полного цикла производства космической продукции (кроме Украины есть в семи странах мира), в нашей стране за четверть века не создали ни новых продуктов, ни один инновационный проект. С падением СССР и концом холодной войны, космическая индустрия Украины потерял государственный заказ для основного производства — межконтинентальные баллистические ракеты, бывший основной источник дохода и смысл работы. Выживание госпредприятий в новой реальности, в большей степени, зависит от их руководителей, чем от государственных стратегий развития космос, оставались на бумаге и не подкреплявшихся финансов.

Например, завод Южмаш выпустил ракеты Зенит для проектов морской старт и Наземный старт, реализовывал конверсионную программу, Днепр, от которого были приняты с военной службы межконтинентальных баллистических ракет отображаются в космос коммерческих спутников различного назначения. Харьковское НПО Коммунар в дополнение к производству систем управления для ракет-носителей Союз (для нужд рф) нашел свое место в производстве деталей для железнодорожных транспортных средств. Павлоградский химический завод вошел в украинско-американской программы утилизации боеприпасов. В главном предприятий отрасли KB Юг имеют амбициозные планы для того чтобы осуществить украинско-бразильский проект Циклон-4 и создать ракетно-оперативно-тактический сапсан по заказу министерства Обороны, но они не были интегрированы и приняты для работы кредиты в иностранной валюте, погашаются теперь за счет бюджета.

Возможность называть нашу страну место еще было участие Украины в производстве компонентов для российских ракет Союз, который NASA стала использовать его при закрытии собственной программы запусков Space Shuttle. Но с 2014 года военный конфликт с Россией обнулил перспективы совместных проектов, которые занимали значительную долю рынка в украинский космос. Несмотря на то, что запрет СНБО на работу с российскими компаниями не затронул программу мирного времени, Украина постепенно выходит из сотрудничества с РОССИЕЙ. НАСА планирует отказаться от российских ракет из-за высоких издержек на пуск и искать другие варианты обслуживания Международной космической станции. Украина уже начала это вклиниваться в эту цепочку и напрямую сотрудничать с НАСА. Результат — успешный запуск осенью 2016 ракеты Антарес с украинским двигателем, который был произведен на заводе Южмаш.

Только за последний год удачный самостоятельный проект украинского космического говорит, что космическая отрасль Украины сохранила высокий технический и интеллектуальный уровень, что позволяет реализовать сложные проекты. Но для того, чтобы работать и развиваться наукоемкая отрасль промышленности, где 26 государственных предприятий и 20 тысяч сотрудников, требуется массовое производство продукта, который дает и занятость, и возможность обновить технологию.

Довольствоваться ролью «кусочных» подрядчиков, даже в крупных международных проектах, и с гордостью называют себя космические силы — иллюзия. Основная проблема, получая огромные мощности 26 госпредприятий, custom-made планы заранее не может решить, и в больших это в бюджете страны денег нет и не будет. Жить славном прошлом, мечта о возвращении советской эпохи с гигантскими госзаказами и сосредоточиться только на освоение денег, вообще путь в никуда. Печальный результат такого подхода-это то, что сейчас в структуре стоимости космической промышленности Украины, львиная доля расходов-это обслуживание кредитов, полученных для создания проектов, которые не были выполнены. Производительность труда работников украинского времени в десятки раз ниже, чем в таких светских странах, как США и Россия. Ученые и молодые немного прийти в контакт с украинскими времени: менее 1% работников отрасли (0,84%) имеют степень доктора, и средний возраст 51 год. Космическая индустрия страны был брошен в ХХ веке, в то время как весь остальной мир пытается ХХІІ века.

Смена поколений создает инноваторов

В США на перекрестке тысячелетий авиационно-космическая промышленность также сталкивается с проблемой смены поколений. В начале 2000-количество работников в отрасли сократилось на 68 тыс. человек по сравнению с началом 90-х годов. Старые кадры, чье время было во времена холодной войны и работа над проектом Аполлона, начали уходить на пенсию. И молодые таланты пошли в аэрокосмонавтику, и самых перспективных отраслей промышленности и быстро развивающаяся интернет-бизнес (как раз в те годы пришло взрыва пузыря dot-com). Признаки стагнации космической отрасли были очень похожи с украины, несмотря на разницу в размере финансирования (из которого ΗΝΩΜΈΝΕΣ сша перед Украиной в сотни, может и тысячи раз). Выйти из кризиса космическая промышленность США не помогли новые деньги, но молодые люди, которые уступили в свое время путь «столбы» и «рыцари холодной войны».

В 2001 году НАСА называется фактор седеющей рабочей силы главная угроза будущие перспективы аэрокосмической промышленности США на ближайшие 5-10 лет. Директор НАСА Дэниэл Golden вызвал экспертов-промышленников, чтобы привлечь молодых людей с новыми идеями и перестроить деятельность компаний, которые привыкли полагаться на мероприятия для пожилых ведомства. Для изменения подходов в сфере индустрии вынуждало и общественное давление с требованием эффективно расходовать средства налогоплательщиков. Закрытая и технически сложной отрасли, аэрокосмической развития, вне которой не существует практически никаких специальных незаангажированных экспертов, просто таки Клондайк беспрепятственного раздувания бюджета и завышения цен. Потому что художник отвечает только за представление в установленное время ракета, или создание спутника. Бюджет под это может сформировать почти с потолка, потому что деньги ничьи, из кармана налогоплательщиков. И налогоплательщики не могут понять, почему ракета стоит 5 миллиардов. евро, а не 500 тысяч: потому что специалисты, которые знают, что это дорого, и может об этом сказать, сами представители отрасли, которые заинтересованы в раздувании бюджетов. Когда государство в одном лице и заказчик, и исполнитель, специалист, нет мотивации бороться за эффективность затрат и снижения затрат.

В НАСА в начале 2000-х годов понимали, что существует кризис поколений, зависимость от монополии, и то, что времени для исправления ситуации было немного. Лучшим решением было участие в публичных заказов разработчиков, которые выросли вне существующей системы, и имели современные подходы. От начала работы, один из многих, Маска превратилась в лидера благодаря уникальным разработкам, конкурентоспособные цены и множество успешно выполненных договоров. В 2006 году Маск выиграл конкурс НАСА по программе Commercial Orbital Transportation Services (COTS), рассчитанной на шесть лет, и SpaceX, получил финансирование $ 396 миллионов. евро для разработки и демонстрации ракеты-носителя Falcon и космический корабль Dragon. Исполнение договора бросил в 40 этапов, каждый из которых оплачивался отдельно. Два года спустя Масок заменил подрядчиков правительства: 2008 года НАСА подписало с компанией контракт на сумму $ 1,6 млрд. в 12 запусков ракеты-носителя Falcon 9 и космический корабль Dragon. В 2016-м SpaceX подписала контракт с военно-воздушными силами США в заключение орбитального спутника GPS с помощью Falcon 9 $ 82,7 млн.

Space X производит жидкостные ракетные двигатели, ракеты-носители, космические приборы, программное обеспечение и осуществляет запуски раза дешевле, чем крупнейшие транснациональные пространства. Компания участвует как в государственных программах, которые финансирует НАСА, так и на рынке коммерческих запусков. NASA, чей годовой бюджет на космические исследования составляет $ 18 миллиардов. евро, с 2011 года он перестал проводить пилотируемые запуски космических кораблей и дал ему эту возможность подрядчикам. Как компания, приняв космоса, агентство не производит, не разрабатывает и формирует государственный заказ. На рынке космических продуктов и услуг в США сосуществуют частные компании (SpaceX, и т. д.) и компаний — дорого и не особенно эффективные. Ставки значительно выше, чем у частников — например, затраты на создание автоматической межпланетной станции Europa Clipper составил $ 2,3 млрд. евро (без учета стоимости запуска с ракетоносителем), разработка спускаемого аппарата — $ 700 млн. грн. Да, государственные подрядчиков будет дороже, потому что включает в структуру затрат на дополнительные научные исследования и разработки, создание новых технологий, тестирование и т. д. Но уже очевидно, что космическая индустрия движется ближе к рынку. И даже в эти программы, где государство работает от клиента от спутника или космического старта, состоявшейся предложений, в котором могут принять участие различные компании, как это принято в рыночной экономике. Кроме того, характерно, что на этом рынке диктуют правила не только частные подрядчики, но и частные клиенты. Если 10-15 лет назад в структуре пространства, заказов было около 90% государственных и 10% частных, сегодня, общая тенденция в разных странах: 50-70% — государственные заказы, а остальное-частные. Это открывает окно возможностей, в том числе и для производителей из Украины, которые имеют опыт, технологические возможности и специалисты.

Это космическая сила, или не быть — вот в чем вопрос

Авиационно-космическая промышленность является локомотивом многих других инновационных проектов и секторов, таких как машиностроение, металлообработка, электроника. Вопрос, который вы должны предпринять, чтобы Украина оставалась светским государством, в ближайшие 10-15 лет, издание задало ведущим экспертам отрасли. К сожалению, они не верили, что это возможно, чтобы ответить на «столбы» космической сфере — директора Национального института стратегических исследований, первая глава космического агентства Владимир Горбулин и генеральный директор КБ Южное Александр Дегтярев. Так, кстати, что имеющиеся в открытых источниках заявления экспертов касается только прошлого и недостроев — Циклон-4 » и телекоммуникационного спутника Лыбидь.

Те специалисты, которые разделяют видение будущего Украины на мировом космическом рынке, были единодушны, что в стране все меньше и меньше времени, чтобы превратить бывшие силы на дальнейшее развитие. Для того, чтобы сохранить статус космического государства, Украина должна интегрироваться в мировой рынок, является реалистичным, учитывая реалии: то, что правительства стран лидеров отрасли заинтересованы в том, чтобы финансировать их производителей (и наука, соответственно), и, что бездумная продажа технологий развивающимся странам (где есть дешевая рабочая сила) ускорит похороны космической отрасли Украины. В то же время стремительно развивающийся рынок запуска коммерческих спутников, которая нагревается от интернет-компаний, будет нуждаться в украинском усилители и опытных специалистов.

«Украина должна сосредоточиться на странах-любимых, — это, в первую очередь США. Там технологии и основные клиенты служб для запуска спутников — передовые интернет-компании. У нас есть что-то интересное для Илона Маска, или другие компании — соучредители SpaceX. Главное преимущество — это инженеры с образованием и опытом работы в этой отрасли, которые не существуют в других странах», — заявил советник главы Государственного космического агентства (ГКАУ) Сергей Федоров.

Александр Буткалюк

В Украине существует опыт в проектировании и реализации сложных проектов и талантливых людей, которые создают инновации, и они хотят, чтобы превратить их в нашей стране, — пример стала команда инженера Александра Буткалюка, выиграв 2016 в хакатоне NASA с проектом MarsHopper. Тем не менее, инноваторы и остался в статусе волонтеров, государство не нашли возможности интегрировать их команды в системе космической отрасли и финансировать разработки. При этом, руководители госпредприятий, неэффективным расходовавшие млрд кредитных средств и, таким образом, не связанные проекты, продолжают работать. Перевод советских плановых и затратную экономику космической отрасли покупка рельсы и создать условия, которые сделали возможным приход частных стратегических инвесторов, может быть только государство — владелец всех 26 предприятий отрасли. Для этого нужно проявить политическую волю, — как это сделали в США, открыв рынок в частные компании, и давая дорогу молодым. Интерес для молодых инженеров в отрасли подтверждает Буткалюк. Сейчас команда работает над новым проектом, который рассчитывает заинтересовать Европейское космическое агентство.

«Сегодня мы видим рост интереса к освоению космоса. Украина имеет все ингредиенты, чтобы привести интенсивную мирскую деятельность. Это база и специалисты высокого уровня. Сейчас в нашей стране ИТ «вымывают» лучших специалистов из всех областей. Но когда в Украине будет коммерчески проекты космической радиации, и уровень зарплат будет поймать ИТ-индустрии, то начнется обратный процесс», — говорит Буткалюк.

Ситуация в отрасли не является единственным. В тех же США в «ноль» лучшее, что шло в IT-индустрии, но с появлением Маска и частных проектов начинается обратный процесс.

Любомир Сабадош

«Мы должны построить перспективу и развивать идею. Уникальное преимущество Украины-это легкие усилители, которые можно создать, учитывая технологическое развитие бизнеса. В этом направлении движутся американцы, японцы и оттуда они видят государство, планирует стать страшно. Дорогая часть оправдывает себя. Задача государства-создать условия, чтобы инвестор пришел в Украину. Инвестор должен понимать, кто управляет активами, и кто несет ответственность за свои обязательства», — считает бывший глава Госкосмоса Любомир Сабадош.

Инвесторы могут быть заинтересованы только если будет иметь гарантии, а не честное, в аренду от государства совет, как и сейчас. Для оптимизации активов и привлечения инвестиций в предприятия космической отрасли требуется их корпоратизация. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В конце 2016 совета Государственного космического агентства единогласно одобрил новую стратегию реформирования отрасли, который предусматривает три этапа: создание национальной группы Укркосмо», корпоратизацию предприятий отрасли и следующей трансформации группы в публичную акционерную холдинговую компанию. Эти меры создадут необходимые условия для сотрудничества украинских производителей космической техники с частных компаний.

Сергей Войт

«Мы должны признать: наше государство не может быть важным клиентом ракетно-космической техники, и заработать отрасли должны быть на внешних рынках. Сложность в том, что все ведущие космические державы предпочитают, чтобы поддержать производителей. Иностранные подрядчики для реализации крупномасштабных проектов не участвуют. В этой ситуации единственным вариантом является, чтобы обеспечить будущее космической индустрии Украины — установка в международном сотрудничестве для производства ракетной и космической техники, — говорит Сергей Войт, генеральный директор НПО Южмаш имя транспортных средств. — Это может быть сделано различными способами, но единственным действительно надежным перспектива — стать частью одного из ведущих производителей в мире. Вместе с пространством проекта, мы считаем, что сегодня наиболее перспективные проекты альтернативных источников энергии. Вместе с мировыми лидерами индустрии готовится инвестиционный проект, который будет организовать производство ветрогенераторов и вспомогательное оборудование для солнечных электростанций на сумму до 500 миллионов евро в год. Это обеспечит загрузку производственных мощностей предприятия и полное использование кадрового потенциала».

Есть проект «альтернативный интернет», который предполагает вывод на орбиту более 4 тысяч спутников для обеспечения доступа в интернет в любой точке мира, мы будем применять Маску в сочетании с Google уже в 2018 году. Запуск новых спутников и чистки орбиты от старого рынка, который будет постоянно расти. При этом SpaceX не удается закрыть потребность рынка в пусках: вместо запланированных в прошлом году 20 запусков SpaceX было только восемь, из-за отложенных запускает компания теряет миллионы долларов. И предложения, как авиакосмическая производителей, как Boeing и т. д., много раз дороже SpaceX. В то время как Украина имеет опыт для серийного производства космических ракет, технологии и высококвалифицированных специалистов, наша ценовая политика значительно ниже, чем ведущих мировых производителей.

Украина осталась в списке космических стран только из-за общей стагнации космической отрасли, которая появилась в 1990-2000 годы, говорят эксперты. До 1991 года драйвер рынка космических инноваций была холодная война между Советским Союзом и Америкой, и с конца система еще десятилетия жил только на инерцию прошлых достижений. Такой же Китай, Южная Корея, Индия и другие страны, которые в последние годы стала светской, использовали советские технологии, которые каким-то образом купил и доработал. В связи с этим, Украина может себе позволить прятаться за фотографии, которые сделаны в СССР ракеты, называя себя светской власти. Но в новой экономике, где ключ к успеху это не старые ценности, и способность предложить продукты новее, дешевле, и быстрее, и в отличие от США и Европы нет миллиардов долларов для разработки новых, Украина имеет очень мало времени, чтобы успеть вскочить в этот последний вагон, и оставаться светской власти в будущем.

Олег Андреев

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.