Социальное государство

S. E. Чиркин. Сoврeмeннaя кoнцeпция сoциaльнoгo гoсудaрствa.

Прeдстaвлeния o нeкoтoрыx сoциaльныx гoсудaрств-учaстникoв
рoдился в дрeвнoсти нa бaзe oпрeдeлeнныx публичныx мeрoприятий
влaсти (нaпримeр, сoздaниe систeмы пoливa или устaнoвлeниe oбязaтeльнoгo
зaкят ислaмскoгo зaкoнa – 5% нaлoг с имущeствa бoгaтыx в пoльзу
бeдныx, рaспрeдeлeниe милoстыни бeдным сo стoрoны влaсть имущиx, –
дo сиx пoр, мoнaрx aнглийский oдин рaз в гoд прoвoдится этoт oбряд нa двoрe
прoвинциaльныe цeркви). Рaсплывчaтыe идeи o элeмeнтoв сoциaльнoсти гoсудaрствa
oтрaжaются в сoчинeнияx нeкoтoрыx aнтичныx писaтeлeй
, a зaтeм в срeдниe вeкa и в
Нoвoe врeмя – в трудax нeкoтoрыx бoгoслoвoв, сoчинeний утoпистoв, зaтeм лeвoгeгeльянцeв
Гeрмaнии, oни пeрeшли oт aбстрaктныx рaссуждeний o вoплoщeнии aбсoлютнoгo
дуx в сoстoяниe дeл свoeй сoциaльнoй рoли. Нeкoтoрыe из ниx (Мaркс, Энгeльс
и eгo пoслeдoвaтeли), в кoнeчнoм счeтe, стaли aпoлoгeтaми идeи сoциaлистичeскoгo гoсудaрствa

и сoздaниe, a зaтeм бeзгoсудaрствeннoгo кoммунистичeскoгo oбщeствa, другиe (L. von
Штeйн и другиe) зaявили, чтo удaлять нe нужнo, бoгaтыe клaссы, a
нужнo пoднять низшиe слoи нaсeлeния дo урoвня бoгaтыx и сильныx. Пoслeдoвaтeли Л.
фoн Штaйн (срeди ниx были нeмeцкиe и aвстрийскиe юристы), oн видeл путь к этoму в
признaниe и устaнoвлeниe в Кoнституции сoциaльнo-экoнoмичeскиx прaв чeлoвeкa (в
oснoвныe зaкoны тoгo врeмeни гoвoрилoсь тoлькo нeкoтoрыe личныe и пoлитичeскиe
прaв и социально-экономической сферы назывался только «священной и
неприкосновенная» частная собственность). Эти концепции были разработаны в начале xx
s. некоторые из французских авторов (Л. Буржуа, Л. Дюги, писавшие о «состоянии
добро»), практикующих юристов, особенно P. I. новгородцев). Авторы американцы
говорили в основном об обязанности государства создавать «равные возможности» для
все (S. wilson).

Некоторые из этих взглядов были впервые изложены в Политике
Конституция Мексики 1917 года в Учредительное собрание, взял эту Конституцию,
он был одним из рабочих и крестьян) и Веймарской Конституции 1919 года, Германия
Оба были приняты на волне революционных событий и содержали важные социальные
положения (о праве на образование, о социальной функции частной собственности и
и др.), несмотря на тезис о социальном государстве не было. До Второй мировой войны
войны, социальные положения были включены в Конституции Ирландии 1937 года
год (также имейте в борьбе за независимость от Великобритании).
В статье 45 Конституции, который говорил о социальной справедливости и недопустимости
концентрация собственности в руках немногих.

Более отличительный социальный характер в это время у него «»
Конституции СССР 1936 года,
была провозглашена диктатура пролетариата, власть Советов,
рабочих и крестьян, господство социалистической собственности на средства
производства, в котором содержится перечень социальных прав, что тогда не было в
самых передовых конституций Запада (право на труд, отдых, образование,
социальное обеспечение, здравоохранение и другие). В советской науке того времени
единственным государством, которое он должен был выполнить социальные
роль в обществе, и, кроме того, преобразовать общество на новых добровольцев
путь к коммунизму, рассматривается как социалистическое государство. Конституции 1936 года
он говорил также о роли общественных организаций, о демократии, хотя в стране
было тоталитарного режима. Тем не менее,
менее, то положения настоящей Конституции о правах гражданина, правда, учитывая,
социалистическое государство (наличие прирожденных прав человека
отклонено), оказали влияние на последующие Конституции других стран.

Впервые термин «социальное государство» было включено, по-видимому,
в основном законе Федеративной Республики Германии (ФРГ) 1949 года
(официально
она называется текущей, а теперь Конституция Германии). Германия тогда была создана
путем объединения трех оккупационных зон западных держав после Второй мировой войны
войны. Далее, термин «социальное государство», был включен в Конституцию Франции
1958 года, Сейчас он воспринимается многими конституциями стран Европы и Америки
Америки. Содержание термина «социальное государство», его цель, в Конституции Федеративной Республики Германии
не объяснили, как они не описаны в конституциях других стран Запада, но в них
содержит перечень прав, социально-экономических и некоторых других социальных сетей
положения, описанные ниже.

Положение социального обеспечения, государство имеет ст. 7 Конституции
Российской Федерации.
Он гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика
с целью создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
«развитие человека». Таким образом, содержание социального государства концептуально
выражается через определение целей, но дает хорошее представление о сути
социальное государство, как это означает в Испании. Социальное целеполагание
(построение социализма и коммунизма, который всегда был особенностью конституций в
СССР и в России. Хотя говорилось, в частности, с самых высоких трибун, что Конституция
– это не программа, положение, в той или иной мере всегда были в
таких конституций. Действующая Конституция Российской Федерации называет две составляющие
социального государства: достойная жизнь человека и его свободное развитие. О
диссертация «Российская Федерация –социальное государство» мы будем говорить ниже.

В Западной литературе, первый концептуальной интерпретации
социальное государство получило в 60-70-е годы xx века, когда в окружающей среде
послевоенного восстановления Европы и дальнейшее развитие базы новых
передовые технологии существенно вырос уровень жизни населения. В литературе
была сформулирована концепция «государства благосостояния» (welfare state),
появились даже фильмы, которые показывают, как люди умирают от избытка удовольствий,
перегрузка плодами изобилия и безбедной жизни. Исследования о состоянии
процветания последовали его публикации, и в 90-е годы (в них различались три модели
социальное государство – либеральная модель в США, социал-демократии в скандинавских странах
(некоторые авторы называют и Нидерланды) и предприятия в Германии), но уже в
В 80-е годы, частично за то время, двигатель бензиновый кризис в Европе,
почувствовались другие факторы.

Статистика обнаружили, что благоденствующим можно отнести к людям
только треть населения, и в литературе общества, существующей в западном регионе
странах, получило название «общества двух третей». Ясно также, что все
облагодетельствовать нет, государство не имеет ресурсов для этого. Кроме того,
был оправдан тезис, что вера в добрую действий государства, создает в
как выращивать апатии человека, его иждивенчество, а это ведет к упадку
общества. В науке появился неологизм, переосмысленных слов «welfare state» — это слово,
«work-fare state», что означает примерно «государство, которое способствует
работа», или «благосостояние», основанной на работе».

Результатом стала концепция, согласно которой социальное обеспечение
государство имеет обязательства по обеспечению инфраструктуры (образования, медицины,
средства массовой информации и т. д.), но не процветание, а только базовых потребностей любого
человека
(концепция основных потребностей точно не определен, но по некоторым оценкам, в
в денежном выражении, есть и о них мы скажем ниже). Такие положения можно найти
даже в объяснения, проекты новых конституций (Конституции Перу
1993).

Экономического и финансового кризиса, который начался в 2008 году, обострил
социальные проблемы. Критика вопиющего социального неравенства, действия
спекулятивного капитала, который является основным виновником кризиса,
осуждение олигархов, финансовые компании, критика капиталистического общества,
где есть приниженное положение роли труда человека, поднимается не только
«снизу», но и «сверху». Президент Франции Н. Саркози, которого некоторые из его
коллеги, напрасно считают, что французские социалисты, заявляет, что не служат миру и
государство, где «рантье был бы выше работника» (рантье – лица, получающие проценты от капитала
и то, что живет. – С. Н.).

Теперь возникает проблема поиска реальных социальных показателей
государства в новых условиях. Посредством изучения Конституции, законы, научные исследования
ученые, оценок политических деятелей, мы постараемся определить показатели
во-первых, напоминая о печальной судьбе концепция государства всеобщего благосостояния;
во-вторых, не забывать о потребностях человека и о роли труда в
существования; в-третьих, учитывая, что требования государственного социального страхования,
например, в скандинавских странах и африканских государств, могут быть и являются в
этом историческом этапе развития не равны; в-четвертых, с учетом
реальные возможности государства, потому что они зависят от состояния общества
воздуха взять невозможно, любой популизм, желание понравиться «массам»,
необдуманные обещания могут принести только ущерб (мы в России уже прошла
неоднократно); в-пятых, руководствуясь, на наш взгляд, верным (хотя, может
быть недостаточно) ориентиров, ст. 7 Конституции Российской Федерации: достойная жизнь и
свободное развитие человека.

В острый кризис ставит вопрос и о реальном существовании социального
государства. В высокоразвитых странах, есть много людей, которые живут в
2,1 долл. США в день, это граница физического выживания, близкий к смерти (и
некоторые не имеют и этого). Многие из бездомных. Вместе с ними зимой 2010 года Проверены
спать на Лондонский мост в спальный мешок, наследник престола Соединенного Королевства
принц Уильям. Он потом ушел, но уже остались без крова. Поэтому, видимо, есть
в стране, во многих аспектах, отвечают концепции социального государства, но
маловероятно, что у кого-то есть абсолютное социальное государство, которое гарантирует
достойный уровень жизни и свободное развитие любого человека на уровне
требованиям XXI века, в значительной степени, идеал, и, чтобы приблизиться к ней-это важно
разработать и закрепить в конституциях некоторых, хотя и более общим,
постулаты этого государства. Конституционное закрепление этих показателей
стремится иметь ориентирующее и воспитательное значение. Он позволит объединить
передовые силы общества на основе общих принципов.

На наш взгляд, современная концепция социального государства
предполагает изменение отношения к собственности. К выводу о необходимости
социальная функция частной собственности достигли уже 90 лет назад, хотя это
положение и положение о возможности национализации частной собственности в
интерес аудитории только на основе закона, и в справедливой компенсации,
есть, но не во всех конституциях. Нет достаточно ясных положений
богатства страны. Нет многие из этих положений в Конституции РФ, что ведет
к расхищению природных богатств, несправедливо доходов, коррупции в связи с
избыток носителей, разложения нравственности общества, из-за поведения олигархов, и
его присных. Между тем, например, в основном низаме Саудовской Аравии 1992
(основной Низам – тип документа Конституции, хотя подлинной Конституции
считается, Коран), говорит, что «священным» является в государственной собственности,
и не частный, как это было в Европе (статьи 17). Современные условия требуют
более тщательно продумать вопрос о взаимосвязи различных форм собственности, в
общества, состояние его правовой статус, функции, вес в экономике
страны.

Второй традиционный индикатор – закрепление в конституциях
социально-экономических прав человека и гражданина. С этого начался из-за
фонд правовой концепции, в науке понятие социального государства.
Теперь права этого типа содержат в большей или меньшей степени почти все
Конституции стран мира, является Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах 1966 г., в 1996 г. принята пересмотренная Европейская социальная
меню. Не социально-экономических прав, как правило, в конституциях государств, где
доминирует влияние англосаксонского права, потому что в нем рассматриваются права
что можно защитить в суде через определенный спрос, и многие социально-экономические
права, носят общий характер (ни один суд не даст, например, работу безработному,
если он идет в суд требовать работы, ссылаясь на конституционное право на
работы).

Отсутствие в Конституции таких положений вовсе не означает,
что социальные и экономические права в англосаксонских странах не признается.
Существует широкий социальное законодательство (в США
положения есть и в конституциях государств), и истинной социальной безопасности
человека в этих государствах намного выше, чем в странах
Конституции, который описывает социальный статус и социально-экономических
прав человека. Тем не менее, включение в Конституции положений о
социально-экономических прав, на наш взгляд, это необходимо для
понятие социального государства.

Важное значение в Конституционный суд и реальный показатель
состояние социального партнерства
. Прямые языка такого типа имеет в
немногих конституциях (например, в Конституции Египта в редакции 2007 года), но
положения, связанные с этим, есть во многих современных конституциях, особенно
в связи с определением роли профсоюзов, и иногда на заводе (труда, производства
и др.), советы крупных компаний. Во Франции в 2008 году, приняли даже
специальный закон «о обновление социальной демократии». В России ситуация
социального партнерства в Конституции не существует, но находится в трудовом кодексе
РФ 2001 г., Его форме, в России прививаются плохо, и роль профсоюзов традиционно
является слабым.

Одной из актуальных социально-экономических показателей государства
социальной справедливости
. Прямой формулировки конституций и законов
страны Запада никогда не будем найти, но это в законы России о
ассоциации (1995), о политических партиях (2001), где также отмечается, что
призывы к социальной справедливости, не являются пропаганда социальной розни,
таким образом, не противоречат Конституции Российской Федерации. В самом деле, признанный во всем мире (в
даже в исламский закон), принцип социальной справедливости находит свое
конкретное юридическое выражение многих положений Конституции, в смысле
как и в предыдущих норм о социально-политических правах.

По-видимому, самая наглядная демонстрация этого принципа
являются нормы (и размеры, определенные) о минимальной заработной плате (МРОТ)
на предприятиях всех видов собственности (это относится не только к
предприятий государственного сектора) и прожиточного минимума (расход
корзину). В конституциях некоторых западных стран (в том числе Латинской Америки) есть
оба положения, в Российской Федерации – только первый. Размер минимальной заработной платы в более богатых
западные государства августа чрезвычайно высокий (в Люксембурге и
некоторые другие государства, более 2 тысяч долларов. США в месяц, то есть более 60
тыс. руб.), гораздо более русский (2010 4330 рублей в месяц). В Испании
Минимальная зарплата 600 евро, то есть около 26 тысяч рублей в месяц, в Чехии – 415 евро, то есть около
18 тысяч евро в месяц. На самом деле, средняя заработная плата значительно выше, везде
Минимальной заработной платы (в Испании это около 1600 евро в месяц, то есть около 70 тыс. руб., в России, в
2007 – 13 627 руб.).

Корзина, размер которой в России ежеквартально
устанавливается постановлениями Правительства РФ, также является крайне бедных (в конце
2009 5187 руб. (если доход на члена
семьи не достигает этой суммы, выплачивается субсидия)). Богатые
странах корзину покупок, превышает тысячу долларов. США. Это нужно учитывать при
это, что, согласно индексу развития человеческого потенциала, опубликованном экспертами организации Объединенных Наций по
182 стран, на 2009 год (данные 2007 года), в России снизился на 71-м месте (для
сравнение: во-первых, в Норвегии, в восьмом, Франция, 13-е место занимают
США, 22-е – Германия, 36-e – Чехия, 41-е – Польша, 51-e – Куба, 92-е – Китай).
Как мы живем и работаем, и наоборот. Разрыв в доходах 10% самых богатых и 10%
самыми бедными в Москве-34 раза (по стране в целом официальный
статистика половины), но не более, чем в США и более чем в два раза больше
чем в Западной Европе. О русских олигархах лучше молчать.

Сравнения, сделанные ранее, а также исследования других обстоятельств
(вниз), показывают, что Россия еще не является социальной
государством. Она имеет лишь некоторые элементы социальной
государства.

Социальной справедливости связано с социальной ответственностью.
Таких прямых формулировок нет в Конституции. В научной литературе, в
периодической печати, как правило, говорят, что социальная ответственность компании, но
это интерпретация. Видимо, лучше говорить о многосторонней
ответственность работников, работодателей и общественности с властью. Каждый из этих
сторон, иногда своими действиями причиняет ущерб экономике и социальным
отношений и вопросы ответственности решаются в частном порядке план (в России есть
штрафы и приостановление до трех лет, присуждаемые судом директоров компании
за невыплату заработной платы, были признаны незаконными уникальных забастовки,
но представители органа, ответственного за провалы в экономике не понести
по официальным данным, ВВП России сократился на 7%, по неофициальным-больше, и
мы говорим, что все хорошо (резервы фондов будут исчерпаны, а завершатся в 2010 году)). И в
странах Запада, снижение с 1,5% до 2% считается катастрофой, работают
расследование комиссии парламентов, называется банкиров и высоких
те, кто просят прощения публично. В России мы не слышали.

Социальная справедливость может быть применена, если в стране
наблюдается социальная экономика. Такое положение встречается в
отдельных конституций, хотя в различных и небольших форм. В некоторых новых
в конституциях есть положения о планировании экономики (системы), и принятия решений,
как это было при тоталитарном социализме). Россия была пионером планирования
регулирования. Сейчас в Конституции РФ этого положения нет. Вопрос о
экономика имеет много сторон, в частности, представляет определение пропорций
доходы государственного бюджета (в подавляющем большинстве государств мира
отличие от России, существует пропорциональная система налогообложения: богатые
платите больше) и расходов (на здравоохранение, образование и т. д.). Юридические
методы исследования на этот вопрос решения не требует знаний
представители многих наук. По подсчетам одного из комитетов Государственной
Думы, в России на социальные цели расходовалось вдвое меньше, чем в оборону и
правоохранительную деятельность. На неоднократные заявления Правительства РФ
большая часть расходов бюджета на 2010 год, идет на социальные нужды.

С концепцией социального государства тесно связан принцип социальной
демократии. Он всегда были предложены различные адреса социалистических теорий
в первый план. В конституциях этих положений и тезисов о принципах
распределение общественного продукта, о соотношении меры труда и меры потребления
и др.

Современное социальное государство-это не только состояние
социальной поддержки, социального выравнивания, как это мыслилось в зачатках
эту концепцию, но и социально-регуляционное и социального арбитража в государстве.

Вывод о регуляционной роли государства давно признан в Западной науке, некоторые
его известные представители-экономисты, были награждены за развитие этих идей
Нобелевскими наград (первоначально американский автор XIX Века Леонтьев).
Социально-арбитраж роль государства был изучен менее.

Видимо, в нынешних условиях (особенно во время кризиса), государство,
для того, чтобы стать социальным государством, должны выполнять четыре основные
функции по отношению к экономике, и, в какой-то мере и в определенных формах
по отношению к социальной сфере жизни в целом. Это организационная, регуляционная,
социального контроля и арбитражные функции. В разное время на первый план
эти функции могут быть разные задачи, разные формы активности.

При выполнении организационной функции на первый план в современных
условия, по-видимому, выдвигается задача организации соответствующих отношений
производства и финансового секторов экономики, обеспечение необходимых
пропорций, а также пропорций государственного и частного сектора (в том числе овец
и среднего бизнеса). Кроме государств, эту задачу выполнить не никто,
но в этом случае не требуются авторитарные режимы, методы и правовые средства
стимулирования, разрешения, поддержки, требований и запретов закона, если это
нужно. Это сделал ф. Рузвельт в США для преодоления кризиса 30-х годов,
это сделано в некоторых странах, и теперь, но достаточно робко. Границы
институциональная роль государства в экономике еще не очень ясно.

Регуляционная функция в современных условиях имеет своей главной
назначение на преодоление вредных элементов свободного рынка. Очень
свободный рынок, по существу, никогда не был всегда где-то
насколько регулировало (например, вводя в обращение денег). Свободного рынка в
определенный смысл выражения – свобода конкуренции, в рамках закона –
это необходимо, является движущей силой развития экономики. Но они необходимы и государственной
монополия, и властное государственное регулирование в отдельных областях.
Регулировать соотношение свободы рыночных и административных методов управления –
задача регулирующей функции государства. Пока это делается
метод проб и ошибок.

Контрольная функция, как и другие, имеет множество аспектов.
Самая главная и общая цель социального государства в реализации этого
функции – контроль за мерой труда и мерой потребления. Это соотношение всех
страны нарушены, и не могут быть изменены, при капитализме самых
социальный и демократический капитализм-это капитализм, главное всегда
продолжает преследование прибыли, и, зачастую, любой ценой. В этом К. Маркс был совершенно прав.

Решению этой задачи таким образом, объективных и субъективных условий
(в том числе, связанные с властным структур, является крайне сложной и до конца
решить, видимо, невозможно, но делать это шаг за шагом. В России в
в качестве первого шага можно было бы ввести пропорциональное налогообложение (этот
давно, что этого требует общественное мнение), решить вопросы аренды в связи с добычей
минералы, ограничить доходы банков в результате
ошибочных прогнозов правительства об уровне инфляции и реального размера
(банки имеют огромные деньги, интересы вкладчиков, в результате этого
разницы). Есть много других мер, перейдите на общественное мнение, но
власть, похоже, больше боится обидеть крупный капитал, который можно
ручные методы управления в России, опираясь на экономику.

Социально-арбитражный функция характеризуется состояние с
в момент своего создания. Это связано, прежде всего, с необходимостью
умерять состязательность, борьба различных социальных сил, для
насильственные действия, не привели к анархии и распаду самого сообщества. В
в настоящее время законодательство вводит эту борьбу в определенные рамки, запрещая
насилия, узурпацию власти. Это не ограничивается только этой функцией. Имеет
других областей, которые требуют исследования.

Современное социальное государство (в той степени, в которой существует)
– государство, в значительной степени, технократичное и технологических.
Обязан
решения многих более сложных задач, с которыми сталкиваются государства-выше
веков. Здесь большую роль экспертократии в подготовке решений, которые иногда
просто штампуют свои парламенты и правительства (как принимаются некоторые законы,
особенно, технического характера, можно увидеть, отображаются на
Телевизор несколько заседаний Государственной Думы России). Тем не менее,
последнее слово в принятии решений всегда остается за парламенты и правительства,
и если вся критика чрезмерной роли специалистов (требуются, нужно заранее
вычислить, в частности, возможные последствия решений, принятых забыть
не может быть. Технологичность государства, его аппарата связана с введением нового
техники и технологии в процессах управления. Для выполнения своих задач
действительно, современное социальное государство должно быть всегда инновационные,
модернизирующимся государством и государством-модернизатором.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.