Развитие конкуренции на социально-значимых рынках: опыт стран БРИКС, ЕАЭС и СНГ

Прoблeмы рaзвития кoнкурeнции нa сoциaльнo-знaчимыx рынкax стрaн БРИКС, EAЭС и СНГ oбсуждaли в кулуaрax VI Пeтeрбургскoгo мeждунaрoднoгo юридичeскoгo фoрумa.

Дискуссия былa oргaнизoвaнa Фeдeрaльнoй aнтимoнoпoльнoй службы Рoссии. Мoдeрaтoрoм круглoгo стoлa был зaмeститeль глaвы ФAС Сeргeй Пузырeвский. Испoльзoвaниe рaзличныx пoдxoдoв для рaзвития кoнкурeнции в рaзличныx прaвoвыx систeмax oбсудили глaвa ФАС Игорь Артемьев, профессор кафедры Организации экономического сотрудничества и развития Фредерик Женни, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли АКОРТ Ильи Ломакина-Румянцев, генеральный директор Ассоциации Европейского Бизнеса Франк Шауфф, директор департамента правового обеспечения и внешних связей ООО «Порше Руссланд» Дмитрий Курдюков, руководитель комиссии по защите конкуренции Южно-Африканской Республики Тембинкоси Бонакеле, член Комиссии по защите конкуренции Индии Sua Бункер, руководитель международной группы Административного совета по экономической защите Бразилии Луис Хармандаян, глава антимонопольного бюро Национальной комиссии по развитию и реформам китайской Народной Республики Донь Чжиминь и заместитель председателя Государственного совета Итальянской Республики Гриффи Филиппо Патрони, судья в отставке Высшего арбитражного суда Российской Федерации Оксана Гвоздилина, председатель Государственного комитета по защите экономической конкуренции республики Армения, председатель Межгосударственного совета по антимонопольной политике Артак Шабоян, вице-министр Государственного торгово-промышленного управления китайской Народной Республики Ван Цзянпинь и заместитель генерального директора Министерства торговли китайской Народной Республики Кан Шуньлинь.

Заседание открыл ключевой доклад Игоря Артемьева. По его словам, стран, участвующих в БРИКС, ЕАЭС и СНГ должны объединить усилия в защите экономики. «Я думаю, что, говоря о формате БРИК и других международных форматов, мы, конечно, необходимо объединить наши усилия для борьбы с недобросовестной практикой, что в наших странах, особенно на социальных рынках, торжественно лучшие практики, которая существует в экономической жизни различных стран», — сказал он.

Среди приоритетных направлений работы антимонопольных ведомств глава ФАС назвал обращение фармацевтических, пищевых продуктов, электроэнергетическую сферу и ряд других. Кроме того, по мнению Игоря Артемьева, необходимо бороться с недобросовестными практики не с помощью строгих ограничений со стороны государства, а путем мягкой силы.

Профессор ОЭСР Фредерик Женни в своем докладе говорил о концентрации внимания на эффективность работы антимонопольного законодательства стран. Он также продолжил тему создания инструментов мягкого права. «В поисках эффективности следует обратить внимание на то, эффективно ли оппозиция нарушении антимонопольного законодательства, как проводятся работы для повышения конкуренции. Стремясь достичь максимальной эффективности антимонопольного власти всего мира искать альтернативные или дополнительные способы решения существующих проблем. Мы разработали ряд инструментов, так называемый. мягкого права, которые, как считается, способствуют эффективности применения антимонопольного законодательства», — пояснил эксперт.

В соответствии с Фредерик Женни, инструментами стали самоотчетность, что снижает затраты на выявление случаев нарушения, а также комплаенс и снижение уровня санкций, в случае, если нарушитель признал ошибку.

Основные направления, на пример которых в ходе дискуссии обсудили эффективность мягкого права в антимонопольной системе, стали фармакология, ритейлинг и авто промышленности.

Директор департамента правового обеспечения и внешних связей ООО «Порше Руссланд» Дмитрий Курдюков рассказал о созданной совместно с другими автопроизводителями, как BMW и Ford, в целом кодекс поведения. «Мы пришли к выводу, что для нас имеет смысл разработать кодекс поведения, который решил все основные проблемы и основные точки, которые существовали на рынке в тот момент. Мы смотрели на те вопросы, которые обсуждались на экспертном совете, и получили 17 основных пунктов, 17 положений, которые мы затем включены в кодекс поведения», — пояснил он.

В первой половине обсуждения участники в целом согласились в том, что этот и подобные механизмы обеспечивают прозрачные, добросовестные и взаимовыгодные отношения между предметами. Инструмент, по словам родных, отличается высокой эффективностью, которая предотвращает нарушение условий конкуренции на рынках, а также снижают значительные временные и финансовые затраты субъектов предпринимательской деятельности и антимонопольного органа.

Во втором блоке обсуждения представители БРИКС обменялись опытом антимонопольных усилий в их родных странах. В частности, Луиза Хармандаян сказал о центральных вопросах по антимонопольной политике Бразилии: «Я представляю эволюцию земли, и, как часть развития рынка, общества стран БРИКС могут много пользы от усиления конкуренции на рынках и, чтобы ее обеспечить на социально важных рынках: здоровье, питание, коммуникации. Это один из центральных пунктов в повестке дня стран БРИКС. Антимонопольное ведомство моей страны направлены на защиту экономики через содействие свободной конкуренции», — сказал Луис Хармандаян.

Вице-министр Государственного торгово-промышленного управления китайской Народной Республики Ван Цзяньпин обратил внимание на то, как проводилось антимонопольное исследование в КИТАЕ.

«В 2015 году органы промышленной торговли и промышленности, которая тесно связана с клиентами, поставили очень важную точку и совершили исследование конкуренции в области воды, электроэнергии, поставок газа и транспорта. В этом году главное управление составило важные планы и список злоупотреблений прав покупателей и ограничение конкуренции», — пояснил он.

В целом, все выступавшие подчеркнули важность сотрудничества между странами в решении проблем правоприменения, а также в обмене опытом применения инструментов саморегулирования.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.