Держаться на высоте. Строительство нового жилья стало основным драйвером рынка лифтового оборудования

Oбъeм рoссийскoгo рынкa лифтoвoгo oбoрудoвaния в 2017 гoду вырoс нa 0,5% и сoстaвил 39,2 тыс. штук, или 34,7 млрд рублeй, свидeтeльствуют дaнныe IndexBox Russia. Пo итoгaм 2017 гoдa дoля Петербурга и Ленобласти оценивается на уровне 19% в натуральном выражении.

Самым емким является сегмент лифтового оборудования для жилищного строительства, который занимает около 75% данного рынка в России. Согласно данным комитета по аналитике и статистике Национального лифтового союза (ЕЛИАС НЛС), в 2017 году в Петербурге был смонтирован 3281 лифт, в Ленинградской области — 1005. Всего в России было установлено свыше 40,4 тыс. лифтов, что на 5,8% больше, чем годом ранее.

Сильные позиции

Четверть смонтированных в 2017 году лифтов в нашей стране производства ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» (ЩЛЗ), расположенного в г. Щербинка Московской области. За ним следует ОАО «Могилевлифтмаш» из Белоруссии и ПАО «Карачаровский механический завод» из Москвы с долей рынка 17,8 и 17,3% соответственно. Еще 14,5% осталось за американской группой компаний Otis.

На рынке лифтового оборудования достаточно сильны позиции российских производителей, прежде всего в сегменте продукции низкой ценовой категории. По данным IndexBox Russia, в 2017 году на них пришлось около 67% рынка. «Соотношение российской и импортной продукции в структуре потребления колеблется. С 2013 по 2015 год доля российских производителей возросла с 59 до 66%, в 2016–м уменьшилась до 59%, а в 2017–м снова увеличилась в связи с ростом российского производства и сокращением импорта», — констатирует Федор Янукович, специалист департамента конъюнктурных исследований IndexBox Russia.

«Преимущества российских производителей лифтов очевидны: привлекательная стоимость продукта, дилерская сеть, представленная во многих регионах, от Калининграда до Владивостока, сеть сервисных центров (оперативное оказание технической поддержки), низкая стоимость и доступность запасных частей, возможность монтажа и технического обслуживания любой специализированной компанией», — объясняет Андрей Васекин, генеральный директор ООО «Санкт–Петербургское представительство ОАО «ЩЛЗ». По его словам, лидирующие позиции на рынке лифтового оборудования СПб и Ленобласти занимают производители Otis, «Могилевлифтмаш», Щербинский лифтостроительный завод.

Строительство домов

Динамика общероссийского спроса на лифтовое оборудование носила неоднородный характер в период 2013–2017 годов и была обусловлена прямой корреляцией с ситуацией в строительном секторе.

«В 2014–2015 годах потребление сократилось на 4,5% в связи с ослаблением курса рубля и сокращением импорта. По итогам 2016 года был зафиксирован рост на 12,6%, с 34,7 тыс. до 39 тыс. штук, на фоне единовременного роста импорта лифтов низкой ценовой категории, а в 2017–м объем потребления практически не изменился, при этом в структуре предложения значительно сократилась импортная продукция на фоне роста российского производства», — отмечает Федор Янукович.

 

Развитие рынка лифтового оборудования главным образом определяется строительством новых домов. По данным «Петростата», в 2017 году объем введенного жилья в СПб составил 3,5 млн м2, что на 13,5% больше, чем в 2016 году. В Ленобласти этот показатель составил 2,6 млн м2 — на 20,7% больше, чем годом ранее.

«Есть факторы, замедляющие темпы роста строительства нового жилья, а значит, и динамику роста объема рынка лифтового оборудования. Эксперты к таким факторам относят: падение показателей спроса на новые квартиры, инфляционные процессы на рынке строительных материалов, конструкций и оборудования (в том числе лифтов), увеличение социальных нагрузок на бизнес при реализации проектов квартальной застройки и т. д.», — перечисляет Дмитрий Мареев, генеральный директор ООО «Санкт–Петербургский лифтовой завод».

В первой половине 2018 года темп ввода жилых домов в Петербурге снизился, а в Ленобласти вырос. По общему объему введенного жилья область даже перегнала город. По данным «Петростата», за 6 месяцев 2018 года в СПб было введено 0,96 млн м2, что на 41,2% меньше, чем за январь–июнь 2017 года. В Ленобласти было введено 1,7 млн м2, что на 16,2% больше, чем за первое полугодие 2017 года.

Требуется замена

Еще одним стимулом развития рынка лифтового оборудования является замена устаревшего оборудования в многоквартирных домах. Так, в Петербурге в рамках капитального ремонта в 2017 году было отремонтировано 1452 лифта, в 2018 году планируется починить еще 759 лифтов. Нормативный срок службы 25 лет в Петербурге отработали порядка 12 тыс. лифтов, в Ленинградской области таких порядка 1,5 тыс., оценивает Андрей Васекин.

«При замене устаревшего лифтового оборудования в Петербурге лидирующее положение занимает ОАО «Могилевлифтмаш». А лифты отечественных производителей, как правило, почти не используются. Что касается замены устаревших лифтов в Ленинградской области, то там ситуация иная как в объемах меняемых лифтов, так и в производителях лифтов, где основная доля рынка отведена отечественным производителям, таким как ПАО «ЩЛЗ» и ООО «ПО «Евролифтмаш», но объемы значительно меньше по сравнению с капитальным ремонтом Петербурга», — говорит Дмитрий Мареев.

По его словам, при капитальном ремонте замена лифта в многоквартирных домах за комплекс работ с учетом стоимости оборудования обходится в 1,8–3,2 млн рублей и выше.

В сегменте нового жилья стоимость зависит от требований заказчика как к оборудованию, так и к комплексу работ, который необходимо выполнить монтажной организации.

По данным Росстата, в 2017 году средняя стоимость лифтового оборудования увеличилась на 14% по сравнению с 2016 годом — с 649 тыс. до 743 тыс. рублей.

Фото: Максим Змеев

Представительство «Estateline»

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.